Самооценка: определение и виды самооценки в психологии

Блог

Устойчивая адекватная самооценка – это основа психологического благополучия человека. Она помогает правильно строить взаимоотношения с окружающими, устанавливать здоровые границы, поддерживать чувство собственного достоинства.

Низкая и завышенная самооценка далеки от объективного восприятия образа «Я», негативно влияют на отношения человека с окружающими, создают внутреннюю дисгармонию. Неуверенность в себе мешает почувствовать человеку, что он достоин любви и уважения, побуждает его терпеть грубое отношение к себе, оставаться в абьюзивных отношениях, работать на низкооплачиваемой работе.

Что такое самооценка

В психологии самооценка считается важнейшим психологическим ресурсом личности. Она представляет собой субъективное представление человека о себе: как он относится к себе и своим поступкам, каким образом оценивает свою успешность в разных сферах жизни, насколько себя уважает.

Еще одно определение самооценки в психологии – это результат достижений личности, поделенный на уровень ее ожиданий от самой себя. Завышенные ожидания, для реализации которых у личности нет ресурсов, закладывают основу для формирования низкой самооценки. То есть, даже при условии достижения успеха, человек будет считать себя неудачником, если он предъявляет к себе слишком высокие требования.

Самооценка зависит от многих факторов, таких как:

  1. Возраст. Люди зрелого возраста обладают большей психологической устойчивостью, чем подростки;
  2. Уровень квалификации. Профессиональные навыки повышают чувство комфорта на рабочем месте, поднимают собственную значимость в глазах коллег и руководителя, помогать достигать хороших результатов в карьере.
  3. Коммуникабельность. Общительным личностям легче устанавливать открытые и доверительные связи с окружающими, находить с ними общий язык, что положительно влияет на представления человека о самом себе.
  4. Стрессоустойчивость. Определяет то, как человек реагирует на возникающие проблемы: способен ли он их решать, быстро перестраиваться под новые обстоятельства, не терять уверенность при неблагоприятных условиях?
  5. Состояние здоровья. Физическая форма играет не последнюю роль в формировании самооценки. При этом важно как человек себя чувствует, какие внутренние процессы влияют на его психику, как он выглядит.

В определении самооценки важную роль играет то, какие сферы человек считает самыми значимыми. Если главную ценность представляет семья, то неудачи в личной жизни заставляют чувствовать неуверенность, препятствуют достижению внутреннего благополучия, формируют ощущение, что жизнь прожита зря. При этом проблемы с финансами или на работе воспринимаются относительно спокойно, в минимальной степени влияют на восприятие человеком само себя и своей успешности.

Как формируется самооценка человека

Формирование самооценки начинается с раннего детства. На этом этапе восприятие самого себя во многом зависит от родителей и ближайшего окружения. Малыш чувствует себя желанным, любимым, нужным, или наоборот, обузой для своих родителей, которые не рады тому, что он появился на свет.

На самооценку негативно влияют слова родителей: «Мы не планировали твое появление на свет», «Хорошо живется тем, у кого нет детей», «Лучше плохой муж, чем хорошие дети», «И в кого ты у нас такой уродился?», «Мы вообще-то хотели мальчика, а родилась ты».

По мере своего развития ребенок активно исследует окружающий мир, определяет свое место в нем и собственные возможности. Здесь важно как родители воспринимают его неудачи и личные достижения. Какие предъявляют к нему ожидания, соответствуют ли эти ожидания уровню развития, возрасту и способностям малыша?

Родители перфекционисты воспитывают в ребенке высокий уровень самокритичности. Ему нужно делать не просто хорошо, а лучше всех, постоянно соревноваться со своими сверстниками. Естественно, при завышенных ожиданиях родителей ребенок воспринимает неудачи очень болезненно, недооценивает собственные достижения – плодотворная основа для развития низкой самооценки.

По мере социализации ребенка на его представления о самом себе активно влияют сверстники и значимые взрослые из ближайшего окружения. Поддержка и поощрение воспитателей детского сада, учителей, тренеров помогают сформировать уверенность в собственных силах. Гармоничные отношения со сверстниками еще в большей степени поддерживают чувство собственной значимости.

В период школьного возраста серьезный ущерб самооценке наносит так называемый буллинг в школе – травля ребенка его одноклассниками или учениками из параллельных классов. Иногда межличностные конфликты становятся серьезной проблемой, для решения которой требуется помощь учителей, администрации школы, родителей и профессионального психолога.

Даже после того как личность сформировалась, ее самооценка остается подверженной влиянию жизненных обстоятельств. Профессиональные успехи и неудачи, уровень финансового благополучия, положение дел в личной жизни, взаимоотношения с друзьями – все это влияет на самовосприятие. Не последнюю роль играют активные действия самой личности. Например, человек осознает, что у него неадекватная самооценка и пытается развить уверенность в себе, работает над собственным характером, прорабатывает детские психологические травмы.

В пожилом возрасте самооценка во многом зависит от состояния здоровья и взаимоотношений с детьми. Нарушение двигательной активности, серьезные заболевания, одиночество создают ощущение ненужности, беспомощности, подрывают самоуважение.

Виды и уровни самооценки в психологии

Психологи выделяют два базовых вида самооценки:

  1. Стабильная. Представления человека о самом себе относительно устойчивые, не сильно зависят от текущих жизненных обстоятельств. Личность с этим видом самооценки отличается эмоциональной стабильностью, проявляет интерес к самой себе и собственным желаниям, может устоять перед внушением со стороны манипуляторов.
  2. Неустойчивая. Мнение о самом себе меняется слишком часто, в зависимости от того, что о нем говорят другие. Характерны частые перепады настроения. Индивиду трудно ставить перед собой долгосрочные цели, так как его уверенность в собственных силах может внезапно снизиться до нуля.

В зависимости от того, насколько представления человека о самом себе отвечают реальной действительности, самооценка бывает двух видов: адекватной и неадекватной. Адекватное восприятие самого себя – это основа гармоничных взаимоотношений с окружающими и психологического благополучия личности. Неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной, что в обоих случаях нарушает внутреннюю гармонию.

Низкая самооценка

Человек с низким уровнем самооценки занимает безответственную позицию по отношению к своей жизни. Он не полагается на собственные силы, из-за неуверенности в себе, надеется, что его жизнь наладится в результате удачного стечения обстоятельств. Он испытывает частые перепады настроения, относится к себе плохо, игнорирует собственные желания и потребности. Его психологическое благополучие во многом зависит от окружающих, поэтому личность живет в вечном ожидании, что ее полюбят, обратят на нее внимание, оценят по достоинству.

Для низкого уровня самооценки характерны:

  • зависимость от похвалы окружающих;
  • преувеличение собственных недостатков;
  • повышенный уровень психического напряжения;
  • страх неудач;
  • болезненная реакция на критику;
  • игнорирование собственных потребностей;
  • неумение сказать «НЕТ».

В этом случае личность не умеет правильно устанавливать личные границы, часто становится жертвой манипуляторов, угождает окружающим в ущерб собственным интересам. У нее более низкий уровень психологической устойчивости, чем у человека с высоким уровнем самооценкой.

Завышенная самооценка

Завышенная самооценка побуждает человека чувствовать свое превосходство над окружающими. Он смотрит на других людей свысока, считает себя более талантливым, целеустремленным, красивым, умным. В этом случае чужой успех – результат стечения обстоятельств. Собственный успех воспринимается как исключительно личное достижение, даже если мы имеем дело с командной работой.

Признаки этого вида самооценки:

  • стремление быть всегда правым в споре;
  • озабоченность своей внешностью;
  • нетерпимость к критике;
  • отсутствие самокритики;
  • неумение идти на компромисс;
  • несдержанность в чувствах и эмоциях при самовыражении;
  • высокомерие;
  • переоценка собственных возможностей.

Неоправданно высокая самооценка может сопровождаться агрессивностью, непременно приводит к межличностным конфликтам.

Самооценка: определение и виды самооценки в психологии

Рекомендации психолога

Здоровая уверенность в себе – это то, над чем можно и нужно работать. Для этого стоит осознать и пересмотреть родительские установки, навязанные в детстве, переосмыслить собственное взросление, научиться правильно реагировать на текущие жизненные обстоятельства. Для развития адекватной высокой самооценки я рекомендую вам создать в своей жизни условия, в которых вы можете проявлять свое «Я», как в профессиональной сфере, так и в личной жизни. Научитесь выстраивать и отстаивать личные границы, сведите к минимуму общение в токсичными людьми, научитесь экологично относиться к собственным мыслям, потребностям, желаниям и эмоциям. В сложных случаях, когда требуется помощь со стороны, найдите в себе силы и решимость, чтобы обратиться за профессиональной помощью психолога.

Оцените автора
Психология тревоги